Художественный промысел родом из Кыштыма

Первые художественные отливки из уральского чугуна относятся к началу XVIII века. На Урале в первой трети XIX века почти на каждом заводе, выпускающем чугун, пытаются освоить фигурное и художественное литье.
Как покорялся чугун
Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий восемнадцатый век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. В 1751 году статский советник Никита Демидов купил Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод у основателя Якова Коробкова. Далее история данного завода неразрывно связана с историей Кыштымского горного округа, в составе которого он находился с 1809 до 1917 года. Верхне- и Нижне-Кыштымские заводы, Нязепетровский и Шемахинский заводы, Теченская фабрика и Каслинский завод были единой производственной площадкой и именовались Кыштымскими горными заводами.
Среди известных российских фамилий следует назвать заводчиков Дружининых, два поколения которых были тесно связаны с Кыштымскими горными заводами, именно им принадлежит идея, становление и расцвет художественного литья. В 1824 г. с внедрением в производство немецкой технологии расширяется ассортимент художественной продукции. С 1852 г. начинается производство ажурных решеток, оград со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели. В 1870-е годы складываются основные особенности стиля. Подлинной зрелости каслинская школа художественного литья достигла в 80-90-е годы XIX века. Искусство каслинских мастеров было отмечено самыми престижными наградами на всероссийских и международных, художественно-промышленных выставках и ярмарках. Главным достижением в 1900 году стало Гран-при Всемирной выставки в Париже и большая золотая медаль за чугунный павильон. К сожалению, после революции подлинный павильон был разобран и разграблен. История до сих пор умалчивает как это произошло, и почему настоящая статуя «Россия», которая являлась главным украшением павильона храниться сегодня в музее города Златоуста. Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. На нём увековечена надпись Кыштымский горный округ. В 1978 г. Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России. Поэтому те музеи, что имеют в своих собраниях экспонаты чугунного литья, могут считать себя счастливчиками! А кыштымцы воистину могут гордиться тем, что именно в нашем городе родилась идея создания художественного литья, которое стало подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории.
Из фондов кыштымского музея
Кыштымский музей начался с коллекций минеральных пород и художественного фигурного литья как бронзового, медного и чугунного. Историю музея исчисляется с момента посещения Кыштыма участниками VII Международного геологического конгресса 1897 года. Уральский журналист Кричевский написал тогда: «Обращает на себя внимание художественное литье из чугуна, выделываемое в Каслинском заводе. Отливка тончайших медалей, ажурных блюд, бюстов и статуй очень чистая и тонкая».
Наш музей был богат изделиями каслинского литья. Но в 1921 году большая часть фондов музея сгорела и экспонаты художественного литья были передана в Свердловский областной музей. Из другого источника следует, что спустя несколько лет в конце 1920-х годов из Кыштыма было вывезено ценностей весом более 3 тонн, в том числе и чугунное литьё. Одна из самых больших коллекций находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Именно там можно увидеть знаменитый чугунный павильон. Уникальную экспозицию можно посмотреть в Каслинском музее.
Собрание художественного литья в Кыштымском музее сегодня насчитывает более 100 экземпляров. Хронологические границы – конец XIX в. – по наше время. Чугунные предметы распределены по разным коллекциям. Скульптура, подсвечники, панно, бюсты и барельефы сосредоточены в музейной коллекции «Предметы искусства». Чугунная мебель, посуда, рукомойники, находятся в составе коллекции «Предметы быта». Коллекцию предметов искусства украшают изделия известного русского скульптора Баха: чернильница «Драка филина с ястребом», пресс-папье «Глухарь на току», бюст «Весна». В собрании имеются и знаменитые «кони Клодта» , пресс-папье «Собака пойнтер» Либериха и известная серия «Балет» мастера Таежной-Чешуиной. Среди интересных предметов, датируемых концом XIX века имеется медальон «Александр III». Он имеет на обратной стороне оттиск аверса и реверса золотой медали Всероссийской мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге 1870 года. И хочется отметить старинные предметы быта начала XX века. Это кумган (азиатский кувшин для умывания) и утюг № 5 с редким клеймом 1922 года.
Каслинское художественное литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия. Сегодня принято украшать кабинеты и офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет не материал, а то мастерство, благодаря которому удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.
Материал подготовила ученый секретарь музея Елена Кузнецова.
Редактировала Лариса Огурцова
ВРЕЗ
Вьется грива, летит колесница,
Рвутся нити чугунных оков,
Только здесь может Чудо родиться
Среди этих озер и лесов.
Передать невозможное может
Легкость каслинского чугуна.
Блеск волос, нежность шелковой кожи.
Жизнь всегда чудесами полна.
Вольный конь, не изведавший стремя,
Ястреб словно парит в вышине,
Навсегда остановлено время,
Время, замершее в чугуне. (Т. Фролова)

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  ___  __     __         _   
|_ _| \ \ / / ___ | |_
| | \ \ / / / _ \ | __|
| | \ V / | __/ | |_
|___| \_/ \___| \__|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.