Есть ли поэзия в Челябинске?

Наталья ДЕРЕВЯГИНА о литературной жизни города…

Когда мы жили в Стране Советов, поэты собирали стадионы, поэты роняли слова, от которых рушились памятники, поэтов знали наизусть и в лицо. А какова ситуация сейчас?

Вот вы, рядовой читатель, много знаете современных поэтов? С десяток имён наберете? Не хочу никого обидеть, но, думаю, вряд ли… Если уж даже продавщицы некоторых книжных магазинов на мой вопрос: «А у вас есть Воденников?» — отвечали мне: «А кто это?». Дмитрий Воденников — поэт столичный, что уж тогда говорить о наших земляках, о челябинцах? А ведь они ходят где-то рядом с вами по улицам, дышат в варежку, топчутся, пристукивая ногами… И — видят. Видят этот мир иначе — образней, выразительней, метафоричней… Каждый по-своему. И пишут прекрасные стихи! Современные, яркие, надрывные. И читают их потом… друг другу. Поэт — поэту (это я вам с уверенностью могу заявить как человек, организовавший пять фестивалей современной поэзии в нашем городе). Поэты слушают поэтов. Потому что остальным — неинтересно. Или потому что остальные — не поймут. Не тот «уровень». Ведь современной поэзии надо учиться. Учиться не только и не столько писать, сколько — понимать. Постиндустриальное общество диктует свои законы и литературе. Современный поэт лишь бросает путеводные ниточки, ссылки на конкретный пласт в информационном поле. А уж если читатель не заметил эту ниточку (а иногда и канат), прошёл мимо, то нечего сетовать — мол, не понимаю я, о чём он, пишет белиберду какую-то. И вот она — первая прореха в связке «поэт-читатель». Поэты не хотят объяснять (они ведь гордые и ранимые), а читатель не хочет подтягивать себя, ему гораздо проще почитать то, что уже давно изучено-известно, и напрягаться не нужно.

Итак, мы нашли первую прореху, но, к сожалению, она не единственная. Мне хочется затронуть вопрос о Союзах писателей. В России два наследника Союза писателей СССР — это Союз писателей России и Союз Российских писателей. В Челябинске активно действует первый. Есть члены и второго Союза, но количество их оказалось недостаточным, чтобы создать полноценное отделение, что несколько лет назад планировалось сделать на базе Фонда культуры. Вообще, Союз писателей — это пережиток советского времени. Тогда считалось — если ты не член Союза, стало быть, и не писатель. А если ты не пишешь в жанре соцреализма — ты не член Союза. Все просто, не правда ли? Змея, пожирающая свой хвост. Но анекдотично другое. То, что в Челябинске Союзом заправляют люди той, коммунистической закалки. И — требуют соцреализма от молодых писателей и поэтов. Не будем называть имён, nomina sunt odiosa. Пару моих хороших знакомых завернули с вступлением, посоветовав одному — издать еще одну книгу стихов «попроще» (вернемся к первому абзацу), другому — написать книгу о страданиях русского народа. Однако приняли в Союз писателей графомана из Снежинска, которого даже местные литературные объединения стыдились зачислить в свои ряды. Зато он пишет, видимо, о страданиях русского народа и попроще (куда уж проще, розы-морозы). Лично мне вступать в такой Союз писателей — стыдно как-то. И если не изменится политика данной организации, думаю, что она себя потихоньку изживёт, по крайней мере, в нашем городе. Ведь возраст «молодых» членов этого Союза — около пятидесяти лет. А таких «молодых» там не очень много, поверьте. Тех, кто постарше — гораздо больше… Грустно, господа.

А как же книги, спросите вы? Где они, книги современных писателей и поэтов Челябинска? Вот тут-то мы и перейдём к третьему вопросу. Издательства нашего города с удовольствием выпускали бы (и выпускают, на свой риск) книги наших земляков-современников. Но вот к читателю эти книги попасть никак не могут. Не берут их в магазинах. Когда я работала начальником полиграфического отдела в Издательском доме Олега Синицына, я сама разговаривала с владельцами некоторых книжных отделов. Мы не работаем с местными издательствами, заявляли они. Но почему же, вот у вас на полке книги челябинца (теперь уже, к сожалению, бывшего) Сергея Самарова, изданные в «Эксмо», а я предлагаю вам новый его роман, изданный здесь! Посмотрите же, обложка ничуть не хуже, а качество бумаги гораздо лучше, чем «покетбук» от столичных издателей, взывала я. Книгопродавцы непреклонно твердили, что с местными издательствами не работают. Поэтому издатели наши ищут лазейки, методы распространения книг. Поэтому выпускают они хороших местных авторов всё реже и реже. Гораздо проще напечатать графомана за его деньги и отдать весь тираж лично в руки, уж тот-то найдёт, куда пристроить свои вирши. Рынок диктует свои условия.

Несмотря на всё вышеперечисленное, есть и радостные моменты. Во-первых, в прошлом году была создана Ассоциация издателей, которая собирается активно продвигать как современных писателей, так и книгоиздательство в целом. Ассоциация объединила издателей, авторов, полиграфистов и книготорговцев Южного Урала. Программа Ассоциации уже разработана. Будем надеяться, что всё у них получится, и мы с вами увидим ещё на полках книжных магазинов сборники челябинских поэтов. Ведь издательств в нашем городе не одно, и не два. Ну, и во-вторых, современная поэзия в Челябинске существует. Это литературные клубы и литобъединения разных направлений — их много, я боюсь кого-то не назвать, поэтому перечислять не буду и пытаться. ЛитО работают, творческие люди встречаются, обсуждают стихи, проводят публичные мероприятия. В большинстве случаев — на голом энтузиазме. Потому что поэту нужен читатель, зритель. Мы нужны друг другу. Присмотритесь — вот молодые люди на улице что-то читают в микрофон. Подойдите поближе. Это — современные поэты. Или прозаики. Или и те и другие. И они хотят, чтобы вы их услышали.

Комментарии

Гость

Ну про книги не знал..... А так очень жизненная статья. Ведь такое происходит не только поэтами и писателями. :(

27.02.2010 | 11:05 [ ]
Гость

Ну "молодежь" из Союза писателей лицезрел...
А вот позиция книготорговцев непонятна абсллютно

27.02.2010 | 11:38 [ ]
Громозека

Интересная статья. Из местных издательств я знал только издательство Курбацкого, и то, только как издательство кулинарных книг. А оказывается есть и другие... Очень жаль, что по прежнему "масковские" издательства рулят и популярность определяется не талантом, а рублем.

27.02.2010 | 11:48 [ ]
Наталья Деревягина

Издательств у нас дофигищи, попробуй пройтись по выставке ежегодного фестиваля "Челябинск читающий", увидишь, сколько их, хотя бы примерно)))
А если приплюсовать просто типографии...

1.03.2010 | 15:22 [ ]
mic29

статья актуальная, но без фамилий нещитово. Стране интересно знать своих героев.
кстате, Олег Павлов зазывал в члены. Я зобоялся что-то. У меня про родину нет и про страдания в основном сексуальные. Совсем не почвенник, хоть и язвенник.
Кстати, я так и не понял, кто из ху? Кого бояцца?

27.02.2010 | 11:51 [ ]
Наталья Деревягина

Мих, я те фамилии патом на ушко сказю) Ото вдруг тож в союз соберусь)
Недавно Пикулева звала. Готова дать рекомендацию)
Ток я ж тоже не почвенница) И страдания у мну не народные... так, мои личные сопли ;)

1.03.2010 | 15:24 [ ]
Гость

Мы нужны друг другу.

Хочется добавить.
Мы нужны друг другу и все у нас получится!!))
Вода камень точит. Радует что процесс уже пошел!

27.02.2010 | 11:54 [ ]
Сергей Иванович - не стар!

ага, а читать то наших поэтов возможно?! я к тому, Что некоторые пишут так, что язык сломаешь или извилины - поэт должен быть понятен, а совеременные "поэтоы" иногда такое загнут. Поэтому снова тянет взять томик Блока или Ахматовой.

28.02.2010 | 17:50 [ ]
Гость

Сергей Иванович, ваша детская сказка тоже была прямо скажем не для детей...
Там взрослому то имена героев запомнить не возможно было..

28.02.2010 | 23:22 [ ]
Наталья Деревягина

Я так понимаю, Сергей Иваныч суперстар? )))
У меня никаких проблем с чтением наших поэтов не возникает, честное слово)
И не наших, москвичей, к примеру, или екатеринбуржцев, тоже.
Понятный поэт - это который про любовь-морковь пишет? Или про русские березы? Ну, как обязательный атрибут. Так я тогда лучше тоже кого-нибудь из классиков почитаю, чем слушать/читать новый (как правило, худший) вариант современника. Мне интересны и эксперименты со стихосложением, которые ставит современная поэтическая молодежь. Не всегда понятно или художественно - но ведь это игра. Наиграются, зато уровень повысят. Смогут прийти к простоте через это, но не к той, что хуже воровства.
А еще бывает - вот вроде и непонятно, о чем. А цепляет! Прямо энергетика у текста. Так что тут нужно более конкретно говорить о ком-то

1.03.2010 | 15:29 [ ]
Гвость

Поэтому снова тянет взять томик Блока или Ахматовой.

и выкинуть его на помойку:-))

10.06.2010 | 15:27 [ ]
mic29

"Есть жизнь на Марсе, нет жизни на Марсе - науке это не известно"

:)))

1.03.2010 | 15:41 [ ]
Наталья Деревягина

Ога :D
Я когда колонку писала, у меня все время крутилась эта фраза в голове.

1.03.2010 | 15:53 [ ]
Shahira

Здравствуйте, уважаемые!
Не могу причислить себя к стану современных поэтов Челябинской области, да и других областей тоже...Но со многими авторами (смею заметить, очень хорошими авторами) я знакома, уважаю их творчество и очень хотела бы видеть их книги на прилавках наших магазинов. У меня то есть многие из этих замечательных книг, а вот что читать молодёжи...???
"И на Марсе будут яблони цвести!" :-)

1.03.2010 | 17:33 [ ]
Зовите меня просто Босс

Статья своевременная, актуальная. Конкретики хотелось бы побольше. А то, что два мира бьются, об этом простой читатель и не догадывается. Сегодня роль любого творческого Союза (не только писателей) свелась к тусовке по интересам и выбиванию денег, если получится, у власти. Нужны новые организации, которые могут объединить творческих людей и не только творческих, но и болеющих за современную литературу. А это могут быть, как ни странно, и книготорговцы тоже. Вот ассоциация "Продвижение книги" и должна сделать такую попытку. Фестиваль в Магнитке (18 февраля) "Время читать" показал, что такое объединение сил возможно. Про два мира: старый и новый. Старый пытается сохранить незыблемые ценности, отвергая все новое, как класс, а новый – разрушает до основания все старое, выплескивая с водой ребенка. вот такой вот парадокс!)))

1.03.2010 | 18:03 [ ]
Светлана

Проблема надумана! Служащие церковных лавок Свято-Симеоновского кафедрального храма говорят,что литература раскупается машинами. Я в течение нескольких месяцев пыталась приобрести диски Осипова Алексея Ильича, их моментально покупали. Народ в России мудрый: чувствует какие книги надо читать, чтобы просто выжить в это непростое время! А когда слышишь:"...Парус, порвали парус, каюсь, каюсь, каюсь..."-становится больно, это и есть стихи. Владимир Семенович-гражданин, поэт, талантище!

9.03.2010 | 14:41 [ ]
Наталья Деревягина

Светлана, о чем вы? При чем тут служащие церковных лавок? И диски?
Владимир ВЫсоцкий - талантище и поэт, с этим-то как раз никто не спорит! Я же веду речь о современниках, о молодых и не очень талантливых людях, которые живут в нашем городе и в других городах. О том, что у них сейчас нет возможностей попасть к читателю в руки. Ответьте на вопрос - много ли у вас лично книг современных молодых авторов? Если вы ответите утвердительно, тогда, вам повезло и проблема, пожалуй, действительно будет надуманной...

26.03.2010 | 14:43 [ ]
Гость

Мне сейчас 16 лет, пишу с 13. Приходится до всего доходить самой, конечно, это полезно, но неприятно, когда я, перечитывая свои первые стихи или рассказы, понимаю, что недотягивала. Хотелось бы, чтобы профессионалы оценили, может, что-то подсказали. Ни в школе, ни среди знакомых, никто не может подсказать, куда обратиться. Неужели в нашем городе не поддерживают начинающих писателей? А потом вопрос: почему таланты России становятся извесными только зарубежом!

9.04.2010 | 14:16 [ ]
Гость

Для начала покажите свои творения учителю литературы и своим друзьям. Если оценят высоко, то можно показать специалистам ВУЗов и т.д. Настоящие стихи пишутся сердцем, но не высасываются из головы!

12.04.2010 | 11:56 [ ]
Наталья Деревягина

Начинающих писателей у нас поддерживают. Литературные клубы и объединения. Навскидку несколько могу назвать: Литературный клуб "Подводная лодка" (заседания каждый второй и четвертый четверг месяца, ул. К.Либкнехта, 2, офис 921, 923, в 18.00, к слову, я сопредседатель данного клуба), Литературный клуб "Светунец" (при Союзе писателей России), Литературная мастерская (при Фонде культуры) и Взлетная полоса (при ЧГАКИ) Н. Ягодинцевой, Литобъединение Студенческий Парнас (при ЮУрГУ, рук. Л. Кулешова), Литературное объединение ЧТЗ им. М. ЛЬвова, Литературный клуб Виноград (при ЧелГУ) и так далее...
Выбирайте!

12.04.2010 | 14:07 [ ]
Гость

В лице поющего поэта ОЛЕГА МИТЯЕВА - Народного артиста России есть поэзия в Челябинске!!! Нравится очень его творчество. Особенно- "Небесный калькулятор". Пример для подражания есть. Дерзайте!

15.04.2010 | 07:28 [ ]
Гвость

"За столом сидит гость, а во лбу торчит гвоздь. Это я его забил, чтобы гость не уходил"))

10.06.2010 | 15:25 [ ]
Гвость

т.н. "современные поэты" никому не нужны, но в этом виноваты только они сами. "поэты" вынуждены читать свои стихи другим поэтам по одной простой причине: людям эти словесные помои просто неинтересны. если автор имеет в виду своих друзей - арешкиных и петрушкиных, то им не под силу связать пару слов, не то что, выразить ясную мысль, выстроить целостный сюжет, убедительные образы и т.д. вот они и пишут лабуду, бездари, да еще имеют наглость выдавать эту чушь за поэзию, от которой нормальные люди плюются.

теперь по поводу творческих союзов. "а вы, друзья, как ни садитесь..." коммуняцкие методы руководства у нас теперь везде. и применяют их не только старые управленцы. молодые тоже с радостью берут на вооружение "положительный опыт старшего поколения". подлодка? светунец? виноград? хахаха!!! бездарь на бездаре и бездарем погоняет!!! и поддерживают они таких же бездарей себе под стать.

9.06.2010 | 12:54 [ ]
Современный читатель

Чтож,по мне так это очередной лист траурного почета.Я поясню..Я в том смысле,что на вопрос о современных писателей и поэтов привык смотреть несколько глобально,лишь потому что ситуация обязывает того.На дворе 2013-й,а он если вы заметили моделирует новое общество,новое отношение и жизненные ценности.Поэтому поэты переживают свой кризис уже очень давно и ситуация с каждым днем складывается не в их пользу,что в свою очередь не скажешь о писателях.Они смогли преодолеть эту веху и теперь стараются быть ближе к читателю как никогда.Чем это мотивировано?А тем что связь между писателем и читателем наконец преобрела свои черты,в лице книжного рынка.На данном этапе событий неважным оказывается кто ты,откуда ты и что у тебя творится в голове-главное чтобы тебя хотели читать-главное чтобы твои книги покупали.Вот и все.Этолоном вашего творчества становится спасобность дать людям то,чего они действительно хотят и за что они готовы платить.Таким простым образом все эти ваши литературные сообщества становятся неудел,по сути они не помогают писателю,а лишь отвлекают его,тем самым тратя драгоценное время.Любой писатель решивший написать книгу так или иначе сталкнется с дилемой о чем писать,а ведь это очевидно,достаточно лишь изучить рынок.И так получается,что в свое время Донцова была востребованней всех известных классиков,лишь потому что смогла дать читательницам очага домашнего то,чего им нехватало.Затем все изменилось-рынок насытился и она ушла на второстепенный план.Удача переменчива,как говорится,ничто не постоянно.И если уж шагнуть дальше,то становится очевидным,что писатель трудится не только на литературном фронте.Ни для кого не секрет,что сейчас в кинематографии зарождается кризис идей,которые они восполняют писательской деятельностью.Идеи же надо где-то брать.И писатель нужен как-никогда.А что может дать поэт...?Поздравления на открытку..?Я не хочу обитеть ваших нежных чуств касательно всех поэтов россии,но время что-то дает,а что-то забирает.За молодежью будущее,а я ниразу не видел,чтобы они вместо компьютера предпочли часами почитывать томик какого-нибудь современного поэта.Можно тонны исписать постов о том,как следует трепетать перед литературным творчеством,вознося его до неописуемых небес,но так или иначе настанет час,когда придется спуститься на землю обетованную и взглянуть правде в глаза.Литература(не образовательного характера)-лишь одно из методов развлечения общественной массы...

30.04.2013 | 11:14 [ ]
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
         _      ____        _ 
__ __ | | __ | _ \ __| |
\ \/ / | |/ / | | | | / _` |
> < | < | |_| | | (_| |
/_/\_\ |_|\_\ |____/ \__,_|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.