Южноуральск. Дружи с запятыми и «жи-ши»

8 октября — Международный день грамотности. А 9 октября с недавних пор отмечают как Всероссийский день чтения. Насколько сегодня грамотны школьники и любят ли ребята читать, наш журналист узнавал в одной из школ города.

Захожу в класс и попадаю в прекрасный мир литературы: на стенах портреты наших классиков - Пушкина, Гоголя, Достоевского, на полках шкафа — настоящая литературная сокровищница бессмертных произведений этих авторов. В голове замелькали восстанавливаемые памятью строчки: « Я к вам пишу, чего же боле...». Письмо Татьяны к Онегину. Что то прекрасное, возвышенное отвлекает меня от насущных дел и увлекает воображение в мир блистательных балов, давних сказок, в тайны души человеческой. Велика и завоживающа сила искусства, базирующаяся на силе слова!
Любовь Шулаева — учитель русского языка и литературы — успокаивает своих непосед и готова уделить немного времени на разговор о грамотности сегодняшней молодёжи.

 Любовь Анатольевна, любят ли сегодняшние школьники читать?

 В среднем звене наблюдается заинтересованность, любовь к чтению, дети читают с удовольствием, открывая для себя что то новое, амечая что то особенное вокруг себя, любят обсуждать произведения. В седьмых классах желание читать становится меньше, ребята попросту ленятся, предпочитая полному тексту произведений сокращённый вариант в интернете. Классическую литературу ребята читают в основном в школе. Даже на примере собственной дочери, воспитанной на высокохудожественной литературе, могу сказать, что она хотя и часто посещает библиотеку, но выбирает произведения, ориентированные на её возраст, затрагивающие проблемы подростков, описывающие любовь в юношеском возрасте, всё то, что близко её и понятно.

 Почему, по Вашему мнению, дети прохладно относятся к классике?

 Времена меняются и занятия, увлечения сегодняшних ребят не соответствуют образу жизни людей той эпохи, что описана в произведениях классиков. Нет красивых балов, благородных дуэлей, нет рыцарей, готовых на смерть биться за сердце дамы. Поэтому произведения современных писателей, поднимающих и решающих проблемы современности, ребятам ближе. Но важно знать, что классика в литературе — это вечные темы, то есть те вопросы, которые во все времена интересуют человечество: человек и Бог, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Классическая литература направлена на воспитание души, нравственности, учит морали. Классика позволяет взглянуть на поступки героев, на ту, прошлую, жизнь с позиции современного человека, сопоставить жизнь героев книг со своей жизнью, почерпнув для себя что то важное или переосмыслив настоящее.
 Литература и грамотность связаны?
 Безусловно. Сегодня наблюдается засилие иностранных слов в русском языке. Не обогащение нашей родной речи иноязычными словами, а именно замена русского ресурса чужими словами. Появился язык СМС, слова часто сокращают, делая их более короткими, удобными в обращении: спс ( спасибо), пжл ( пожалуйста), имхо ( имею мнение, хочу озвучить), чел ( человек), комп ( компьютер), ноут (ноутбук), клава (клавиатура) и т. д. Распространенное приветствие среди молодёжи в соцсетях - слово «ку», заменяющее привычное «здравствуй». Поэтому и не знают некоторые ребята даже правил написания слов, применяющихся в обыденной речи, тех, которые по идее должны быть запомнены даже зрительно.
Речь без чтения книг беднеет, такой ребёнок не сможет красиво, грамотно оформить свою мысль в предложение, с трудом подбирает слова в словарной речи. У нас очень богатый язык, как сказал Тургенев: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Горько и больно, когда русский язык намеренно обедняют, обижают.
 Какие ошибки на письме самые распространённые?
 Есть люди, грамотные, так сказать, от природы, когда человек знает логику правописания и ощущает ее как некое смутное "чувство языка", когда некий алгоритм правописания находится в голове от рождения. Остальных детей нужно учить быть грамотными, усваивая и правильно применяя на письме правила из учебника, а не зубря их. Одно из самых доступных средств — это, конечно же, чтение любых текстов, будь то книги, журналы, газеты, справочная литература. На уроке полезно пользоваться орфографическими словарями, ничего в этом зазорного нет. Помню: одна из учениц высказаласьпо поводу того, что я сама принесла на урок словарь, объясняющий написание слов: учитель не должен пользоваться никакой подручной в плане грамотности литературой, должен знать всё изначально сам. Но ведь учитель не компьютер , он постоянно развивается и самосовершенствуется.
В основном, дети допускают орфографические ошибки в самых простых, казалось бы, словах. Немало речевых ошибок, ошибок в диктантах, где нужно соориентироваться «на слух». А пунктуация для некоторых — просто «лес густой», а ведь отсутствие этих знаков способно изменить смысл предложения до неузнаваемости, исказить. Помните сказку «Двенадцать месяцев», где от правильной постановки знака препинания в предложении «Казнить нельзя помиловать» зависела человеческая жизнь? Сегодня учебный процесс направлен на повышение грамотности учащихся. Вот, например, на экзаменах школьники пишут сочинения, это помогает самостоятельно мыслить, раскрывать мысли чётко и грамотно, расширяет словарный запас. А вот тестирование, наборот, не даёт осмысленного выбора, ребята путём «отметания» ненужного выбирают вариант, не подключая ни воображение, ни полёт мысли.

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  _____   ____    _        ____ 
|_ _| |___ \ | |__ / ___|
| | __) | | '_ \ | |
| | / __/ | | | | | |___
|_| |_____| |_| |_| \____|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.