Литература формирует душу

Учитель с большой буквы делится секретом общения с учениками
Хорошая школа та, в которую хочется возвращаться. А навещать и общаться со своим бывшим учителем хочется только тогда, когда педагог искренне любит и переживает за своих воспитанников, относится к ним с уважением. Антонина Кукаркина, учитель русского языка и литературы Долгодеревенской школы – из таких.
– Антонина Исаковна, кто вам привил любовь к чтению?
– Моя мама закончила только четыре класса, так как надо было «робить», помогала по хозяйству и на огороде своей овдовевшей в 22 года маме. Папа знал несколько языков, много читал. Я воспитывалась на примере родителей. После работы, уставшие, они садились по вечерам за стол, и папа обучал маму русскому языку. Она писала под его диктовку диктанты. Чтобы развивать речь, учил маму писать сочинения. У нас с братом была игра, наперегонки бегали в сельскую библиотеку, и соревновались, кто больше прочитает книг.
– Когда Вы поняли, что будете учителем?
– Во втором классе, когда училась в школе деревни Голубинка. Моя учительница закончила семь классов, она исправляла ошибки, а объяснить написание чередующихся гласных в корне слов не могла. И тогда я решила, что получу профессию учителя и смогу всё объяснить своим ученикам. После окончания Магнитогорского педагогического университета я преподавала в Октябрьской школе. Потом моего мужа перевели редактором в газету «Сосновская нива» и мы переехали в Долгодеревенское. Родили и воспитали троих детей, своими руками построили дом.
– Как Вы учите детей мыслить? И как удаётся найти с ними «общий язык»?
– Как молитву каждый урок литературы в диалоге с учениками выясняем для чего написал автор то или иное произведение? К примеру, что хотел передать нам Александр Пушкин своим стихотворением «Зимний вечер»? Я никогда не говорю детям «ты» или «вы», я причисляю себя к ним местоимением «мы». Чтобы не показать, что умнее их. Если они чего-то не знают, значит, я им плохо объяснила.
– Антонина Исаковна, перед вашими глазами прошли ученики четырёх исторических эпох, в чём особенность нынешнего поколения учеников? Читают ли сегодня дети книги?
– Дети не сильно изменились, может стали более самоуверенными, считают, что найдут хорошую работу с высокой зарплатой. И при этом спорят, что необязательно для этого получать высшее образование. Если взять один конкретный 9 класс, то тех, кто читает книги, трое из 25. Конечно, в век новых технологий, дети погружены в свои гаджеты. Читают очень мало. Но тем не менее я стараюсь донести до них, что литература – предмет, который целиком и полностью ориентирован на формирование души человека. Как классный руководитель почти у каждого ученика своего класса я бывала дома. И почти ни у кого не встречала шкафов с книгами, единицы – у кого есть «Домашняя библиотека». Всё-таки мировоззрение ребёнка формируется дома и если даже будет очень хороший учитель, а дома дети не видят родителей за книгой, то вряд ли они начнут читать.
– Как изменилась система взглядов учеников, что им представляется важным?
– Девятиклассники писали сочинение на тему: «Считаешь ли ты себя успешным человеком?» В основном все написали в утвердительной форме. Один мальчик написал: «Да, я успешный человек. Могу зарабатывать 35.000 рублей сидя дома на диване, работая через Интернет, создавая и продавая проекты по разным предметам». К сожалению, сегодня для них приоритетна ориентация только на материальное благополучие. Они не ощущают недостатка духовного развития. И как раз на уроках литературы мы восполняем этот пробел.
– Как относитесь к тому, что современный язык стал сокращённым? В переписке, а то и в устной речи слышим «норм», «ок», «спс»?
– Очень жаль, что такое происходит с нашим любимым русским языком. Когда еду по Челябинску, вижу вывески на иностранных языках. Мы что не в состоянии придумать свои названия?
Кстати!
Иван Тургенев вывел формулу: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И. С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его «великим и могучим», связывая с ним надежды на светлое будущее России: «но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
– Вы давно обучаете детей с особенностями развития, в чём специфика этой работы?
– К таким детям нужен более осторожный подход. Они сразу чувствуют фальш. В большинстве своём они недолюбленные, колючие как ёжики. Чтобы заслужить их доверие, нужно постараться и то это произойдёт через длительный промежуток времени. Они не дают себя обнять, прикоснуться к плечу. Долго не могут поверить в искреннюю заинтересованность их судьбой, первое время принимают любовь за жалость. В этом году четверых своих выпускников я привела за руку в профессиональное училище, убедила их в выборе профессии. Сами бы они могли «потеряться». Сейчас спрашиваю, встречая на улице: «Коля, как дела?» Отвечает: «Отлично. Учиться не просто, но занимаюсь с удовольствием. Вы же нас к этому подготовили».
Мария Онегина, мама ученицы:
– Антонина Исаковна Кукаркина – педагог из когорты учителей-подвижников, способных на самоотверженный труд. Она берётся за самые трудные коррекционные классы, несмотря на свой почтенный возраст. Высокопрофессиональный учитель русского языка и литературы, и очень чуткий, сопереживающий человек, искренне любящий детей и свою работу.
Виктория СОРОКИНА
Фото автора
Подпись под фото:
Антонина Исаковна, как вторая мама, принимает большое участие в воспитании детей и дальнейшем устройстве их в жизни.

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  _                 _ 
(_) ____ __ _ / |
| | |_ / / _` | | |
| | / / | (_| | | |
|_| /___| \__, | |_|
|_|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.